Домой Обзоры и тесты «Дни Скорости на Льду Байкала-2020»: теперь еще быстрее!

«Дни Скорости на Льду Байкала-2020»: теперь еще быстрее!

80
0

Традиционный фестиваль автоспорта на озере Байкал принес 9 новых заявок на рекорды страны

"Дни Скорости на Льду Байкала-2020": теперь еще быстрее!

Зимние «Дни Скорости на Льду Байкала» уже стали традицией. Их цель – попытаться улучшить официальные рекорды скорости страны на льду на самой разной технике – и суперспортивной, и гражданской. «Дни скорости» справляются: исправно пополняют Книгу рекордов России аж с 2011 года.

Но в этом году Малое море Байкала буквально завалило снегом. А для устройства безопасной трассы, позволяющей официально проводить рекордные заезды, требуется ровное ледяное поле длиной не менее 14 и шириной не менее 3 километров! Группе разведки под руководством ледового капитана Александра Бурмейстера пришлось совершить невозможное – и найти под снежным покровом нужную «поляну».

Трасса

Прежде всего – промеры льда на всей длине будущей дорожки. Под фото, под протокол, вместе с сотрудниками МЧС. В этом году лед позволял гоняться хоть на танках: от 86 до 95 см толщиной. Для уборки снежных переметов и ледяных наплывов привлекалась дорожная техника: бугры спиливали фрезой для асфальта. Заезды проходят только на естественном, природном льду, и каждый год этот лед разный – что не мешает развивать скорости под 300 км/ч.

"Дни Скорости на Льду Байкала-2020": теперь еще быстрее!

Лед не полируют: ради безопасности пилотов убираются лишь неровности, способные подбросить или перевернуть автомобиль. Зоны безопасности – по 300 м в каждую сторону от ледовой дорожки. После техники работают геодезисты. Они не только определяют длину и ширину трассы, но на середине размечают километр дистанции, на краях которого устанавливают створы хронометража. Этот участок размечается с точностью до миллиметров, а время прохождения фиксируется с точностью до тысячных долей секунды. Затем представитель Российской Автомобильной Федерации (РАФ), члена Международной Автомобильной Федерации (FIA), принимает трассу и выписывает лицензию. Все: теперь льдина превратилась в сертифицированный спортивный объект и все полученные на ней результаты будут признаны официально.

Правила

По правилам FIA рекордные заезды проводятся в обе стороны – для того, чтобы исключить влияние на результаты ветра или нюансов поверхности. И туда, и обратно нужно проехать в течение часа – а результатом будет среднее время прохождения мерного километра в обе стороны. Судьи обязаны иметь лицензии Федерации, система хронометража – ежегодную сертификацию, пилоты – гоночную лицензию и омологированную экипировку. Перед каждым стартом – медосмотр: при подозрении использования запрещенных препаратов или неадекватном состоянии пилота представители Федерации могут настоять на проведении экспертиз, а до этого отстранить пилота от заездов.

"Дни Скорости на Льду Байкала-2020": теперь еще быстрее!

Что нового было в 2020-м?

Каждый год организаторы добавляют в программу фестиваля элемент, связанный с новыми автомобильными технологиями. В 2019 году был установлен первый в мире рекорд скорости на электромобиле на льду, он же стал первым официальным российским рекордом скорости для электромобилей: Jaguar i-Pace развил 204 км/ч.

В 2020-м появился еще один перспективный в плане экологии источник энергии – газовое топливо. Серийный Subaru STI был переоборудован на работу на сжиженном пропане. Замеры на стенде перед отправкой машины на Байкал показали +40 л.с., а на ледовых тренировках машина уверенно ехала быстрее 260 км/час.

"Дни Скорости на Льду Байкала-2020": теперь еще быстрее!

Также было решено попробовать пополнить список достижений рекордом для автомобилей с дизельным двигателем: их представлял Jaguar F-Pace с 3-литровым турбодизелем. Ему предстояло участие еще в одной новой дисциплине – замерах тормозного пути автомобиля на льду со скоростей 60, 80, 100 и 200 км/ч.

"Дни Скорости на Льду Байкала-2020": теперь еще быстрее!

Сразу два пилота решились предпринять попытку установления рекорда на открытой технике – то есть машинах без крыши, печки, лобового стекла… Сергей Ларин вывел на старт Shortcut Classic – реплику культового Lotus 7 собственной конструкции, а Мария Леонтьева и вовсе отважилась на первый в России ледовый рекорд скорости на карте – машине, не имеющей даже кузова. Все автомобили были обуты в «единую шину» – шипованный Continental.

"Дни Скорости на Льду Байкала-2020": теперь еще быстрее!

Зачетные заезды и результаты

Тренировочные дни прошли при идеальных условиях: ночной мороз в –15 обеспечивал хороший зацеп до 10-11 утра, когда начинало пригревать солнце. Ближе к сумеркам лед снова остывал и «держак» возвращался. Тренировки обнадеживали: Subaru сразу показал 261 км/ч, Shortcut – 150, Jaguar – 238. Игра с давлением в шинах сулила еще как минимум 10-15 км/ч каждой машине (кроме карта).

"Дни Скорости на Льду Байкала-2020": теперь еще быстрее!

Но прямо накануне зачетных заездов выпало 30 см снега, а ночью грянул 30-градусный мороз! Такие капризы природы предвидеть было невозможно, а перенести зачетный заезд разрешается, лишь предупредив Федерацию за 48 часов. Так что пришлось расчищать трассу, задействовав суда на воздушной подушке: снег они раздули идеально.

"Дни Скорости на Льду Байкала-2020": теперь еще быстрее!

Но мороз было не победить: мощность машин с интеркулерами резко упала. А каково пришлось пилотам открытой техники, и представить сложно… Но заезды состоялись, и все без исключения попытки установления новых рекордов были признаны успешными. Вот они:

"Дни Скорости на Льду Байкала-2020": теперь еще быстрее!

Мария Леонтьева на карте Sodi RT8 на дистанции в один километр с хода развила среднюю скорость более 80 км/ч, максимальная превысила 82 км/час. Андрей Леонтьев на Subaru WRX STi с газобалонным оборудованием развил среднюю более 230 км/ч, максимальную – 261 км/ч. Сергей Ларин, болид Shortcut Classic: средняя более 110 км/ч, больше 150 км/ч максимум. Илья Кашин, дизельный Jaguar F-Pace: средняя за 200 км/ч, максимальная превысила 220.

"Дни Скорости на Льду Байкала-2020": теперь еще быстрее!

Максим Леонов на Hyundai i30N показал среднюю скорость более 220 км/ч, максимальная превысила 230. Да, прошлогодний рекорд Volkswagen Golf TCR в классе автомобилей до 2 л с нагнетателем устоял… Но серийный «горячий хэтчбэк» из Кореи уступил сугубо гоночному VW – который в полтора раза легче и на 30 л.с. мощнее i30N – всего 6 км/ч максималки! Так что и этот результат можно считать победой.

"Дни Скорости на Льду Байкала-2020": теперь еще быстрее!

Все результаты являются предварительными и неофициальными до утверждения в Российской Автомобильной Федерации и Книге рекордов России.

Тормозим

Впервые в нашей стране в рамках фестиваля «Дни Скорости на льду Байкала» был проведен эксперимент по замерам тормозного пути на льду. Идея была не столько в том, чтобы добиться минимального результата (хотя и он был достигнут), сколько показать динамику роста тормозного пути – весьма показательная и воспитательная история.

"Дни Скорости на Льду Байкала-2020": теперь еще быстрее!

Торможение производилось со скоростей 60, 80, 100 и 200 километров в час. Пилот Андрей Леонтьев разгонял машину до нужной скорости, а затем тормозил в обозначенном створе. Судьи отмечали точку первой блокировки колеса (после чего включается ABS), туда устанавливался теодолит, зеркало же выставлялось по переднему бамперу остановившегося автомобиля. Так три раза подряд с каждой скорости, результат – среднее арифметическое.

"Дни Скорости на Льду Байкала-2020": теперь еще быстрее!

Тормозной путь со скорости 60 км/час составил 61 м, с 80 км/ч – 139 м, со 100 км/ч – 199 м, а вот с 200 км/ч – целых 578 м! При этом машина стабильно уходила с трассы на 140 м в сторону! По условиям эксперимента пилот должен был просто удерживать руль прямо, оставив коррекцию траектории электронным системам автомобиля и шинам. И те, и другие показали себя превосходно, отработав по максимуму программу «спасения жизни» водителя. Но цифры говорят сами за себя: езда по скользкому покрытию требует совсем иного «запаса».

"Дни Скорости на Льду Байкала-2020": теперь еще быстрее!

Марафон в 1000 км

Кульминацией «Дней Скорости на льду Байкала-2020» стал марафонский заезд трех Hyundai i30N на установление рекорда России по преодолению на льду дистанции в 1000 км. Предыдущий рекорд – 96,1 км/ч принадлежал Bentley Flying Spur, а 8-километровая кольцевая трасса имела более 20 поворотов и всего одну 2-километровую прямую и скоростную дугу такой же протяженности.

"Дни Скорости на Льду Байкала-2020": теперь еще быстрее!

Однако Мария Мельникова, Максим Леонов, Илья Кашин, Андрей Леонтьев, Сергей Ларин и Михаил Кулешов, сменяя друг друга за рулем машин, уверенно привели их к новому достижению. Предварительный результат – превышена средняя скорость в 110 км/час!

"Дни Скорости на Льду Байкала-2020": теперь еще быстрее!

Отличному шасси Hyundai i30N помогла и возможность кастомизации автомобиля под конкретную задачу: подвеску можно было «распустить», а руль, напротив, сделать максимально острым. Настройкам тут поддаются и двигатель, и трансмиссия. Итог – 1008 км было пройдено за 9 ч и 1 мин! Правда, финишировать пришлось в темноте…

"Дни Скорости на Льду Байкала-2020": теперь еще быстрее!

2021

Будущий год для фестиваля «Дни Скорости на льду Байкала» станет уже 10-м. Организаторы обещают, что заезды 2021 года будут представительными, как никогда. Ориентир – 300 км/ч, до которых осталось чуть-чуть: в 2015 году А. Леонтьев на серийном автомобиле Porsche Panamera Turbo S развил скорость в 295 км/ч, что пока остается абсолютным рекордом скорости на льду в России.

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь