Домой Дефекты покраски Как проверить качество покраски автомобиля? Полезные советы от профессионала.

Как проверить качество покраски автомобиля? Полезные советы от профессионала.

1208
0
Проверка качества покраски автомобиля
Проверка качества покраски автомобиля

Вопрос приемки после проведения ремонтно-кузовных работ и покраски весьма актуален для каждого владельца автомобиля. Отдавая мастерам сервиса солидные суммы за такое обслуживание, автовладелец, естественно, желает получить максимальный результат. Он подразумевает полное восстановление геометрии и целостности деталей кузова, качественное лакокрасочное покрытие, которое может обеспечить как отличный внешний вид авто, так и надежную защиту от агрессивных факторов окружающей среды. К сожалению, далеко не каждый автолюбитель знает, как проверить качество покраски автомобиля и на что обратить особое внимание.

О важности качественного восстановления ЛКП.

  • Лакокрасочное покрытие автомобиля не только определяет его внешний вид и стиль. Прежде всего, это – надежный щит, предохраняющий детали кузова от коррозии под действием агрессивных внешних факторов – влаги, тепла, дорожной химии и пр. Даже незначительные его нарушения становятся очагами разрушительных процессов, которые распространяются даже под неповрежденным покрытием. При этом развивается дефект с достаточно высокой скоростью. Это приводит к снижению срока эксплуатации автомобиля, его надежности и, в некоторой степени, безопасности.
  • Поэтому устранение механических повреждений и покраску после ремонтно-кузовных работ необходимо производить сразу после появления или обнаружения вмятин, трещин, сколов, царапин. Конечно же, обязательное требование к покрасочным работам – высокое качество, что позволит восстановить защитные свойства покрытия в полном объеме.

О важности соблюдения сроков.

Качество покраски автомобиля
Почему важно соблюдение времени работ?

Многие не считают точное выполнение графика восстановительных работ и покраски критически важным фактором для получения ожидаемого результата. Практика же показывает, что такое отношение ошибочно. Высокое качество ремонта, стойкость и отвечающий всем требованиям внешний вид ЛКП могут быть обеспечены только при соблюдении технологий. Естественно, это становится невозможным, если нарушаются предписанные регламентами сроки.

Примером может послужить ситуация, когда сотрудники сервиса бодро рапортуют о досрочном выполнении всего объема работ, и приглашают забрать автомобиль. Она должна насторожить владельца машины.

Сегодня покраска – это целый комплекс работ, который включает нанесение шпаклевок и грунтов, красок и лаков, сушку слоев и их промежуточную обработку финишную сушку. Для каждого из используемых материалов производители указывают точные параметры процесса, такие как влажность, температура сушки, инструменты и оборудование и, конечно же, сроки. Сокращение времени предсказуемо сказывается на конечном результате – в этом случае на заявленное качество рассчитывать не стоит.

Есть и обратная «сторона медали». Затягивание процесса, скорее всего, связано с высокой загруженностью персонала и оборудования сервиса. В результате автомобиль может долго дожидаться своей очереди, а все работы будут проведены в спешке. В итоге, речь о соблюдении технологии и высоком уровне качества тоже не идет.

Чтобы избежать подобных ситуаций, клиенту сервиса рекомендуется контролировать процесс на каждом этапе. Он должен знать перечень работ, спецификацию материалов. Не лишним будет звонок мастерам на участке рихтовки, во время покраски и сушки. Но самый надежный и эффективный вариант такого контроля – личное посещение сервиса.

О проверке качества рихтовки.

Качество проверки автомобиля
Проверка качества рихтовки автомобиля

Достаточно часто клиентам автосервиса требуется не просто покраска отдельных деталей кузова авто, а мелкие кузовные работы. Основные случаи – рихтовка вмятин, устранение трещин металлических или пластиковых деталей кузова, восстановление участков, сильно поврежденных коррозией.

В этом случае, после устранения механических дефектов (вмятин, трещин, раковин) производится выравнивание поверхностей нанесением слоя (-ев) шпаклевки с последующей покраской.

Как и все качество восстановления геометрии деталей также требует тщательной проверки. Она включает:

  • Визуальный осмотр восстановленной детали. Следует убедиться, что все линии и поверхности соответствуют таким же у неповрежденного элемента, наплывы шпаклевки и/или краски, впадины и другие дефект поверхностей отсутствуют.
  • Контроль зазоров. Во многих случаях детали кузова для ремонта снимают, поэтому проверять их установку – обязательно. Для этого замеряют и сравнивают зазоры на восстановленной и изначально целой деталях.
  • Проверка функциональности. После ремонта функциональность восстановленной детали должна соответствовать изначально. Так, двери должны свободно открываться и закрываться, а замки фиксироваться, бампер быть надежно зафиксирован.

Немаловажное условие для качества мелкого кузовного ремонта – осмотр машины перед сдачей в сервис, желательно, совместно с мастером. Это позволит определить все проблемные места, уточнить, какие из них требуют обязательного восстановления, определиться с объемом работ и материалов, их стоимостью. Кроме того, такой осмотр с составлением перечня дефектов гарантирует, что после «ремонта» не появятся новые повреждения.

О проверке качества покраски

Выполнение автомобильных малярных работ, так же как и в случае мелкого кузовного ремонта, требует тщательной проверки. Прежде всего при приемке владельцу автомобиля следует обратить внимание на стекла, фары, пластиковые детали. На них не должно оставаться следов краски и лака. Если такие признаки неаккуратной работы обнаружены, следует сразу указать на них специалистам салона и попросить устранить.

В дальнейшем можно переходить к проверке качества выполненных работ. Такой контроль включает несколько этапов.

1. Проверка цвета покрытия.

Проверяем подбор цвета для оценки качества покраски автомобиля.
Проверяем правильность подбора цвета

Правильно подобранный цвет ЛКП для восстановленного участка гарантирует сохранение внешнего вида автомобиля, отсутствие визуальных признаков ремонта.

Казалось бы, проблемы с подбором цветов краски не существует – достаточно взять эмаль с тем же номером, который указывает производитель для «родного» покрытия. Однако при многолетней эксплуатации авто под действие солнечного цвета и перепадов температур ЛКП выгорает и слегка тускнеет. Поэтому выбор краски только по номеру цвета не всегда дает хороший результат. Лучший вариант – прибегнуть к компьютерному подбору тона. Он гарантирует точное совпадение оттенков новой краски для восстановленной детали и покрытия остального кузова.

Необходимо принимать во внимание, что оттенки краски (точнее, визуальное восприятие) может меняться в зависимости от угла падения лучей света и освещенности. Поэтому контроль цвета следует производить:

  • под разными углами зрения;
  • при ярком естественном освещении (под солнцем на открытой площадке);
  • в тени;
  • при освещении от искусственных источников.

При правильном подборе материалов и качественной покраске при любых условиях освещенности разница в цветах между восстановленным участком и остальной поверхностью автомобиля визуально не определяется.

Из этого правила есть некоторые исключения:

  1. Яркие насыщенные краски могут несколько тускнеть в первое время (в течение 1-2 недель) после нанесения покрытия. Поэтому на автомобилях таких цветов окрашенная деталь может сразу после ремонта несколько выделяться, что достаточно быстро проходит.
  2. Даже при идеальном подборе тона цвета пластиковых и металлических деталей будут немного разными за счет особенностей материалов.

2. Проверка на наличие дефектов.

Проверяем отсутствие дефектов покраски. Качество покраски автомобиля.
Проверяем отсутствие дефектов покраски

Среди наиболее частых дефектов, которые возможны после покраски деталей кузова, специалисты отмечают шагрень, потеки и микрорелеьеф, «яблочность».

Дефекты рельефа:

Некоторые из дефектов рельефа, например, шагрень, появляются, даже если работа выполнена квалифицированными специалистами и с полным соблюдением технологий. В этом случае признаком высокого качества будет точное совпадение фактуры с «родным» ЛКП. Это гарантирует полное совпадение внешнего вида восстановленных (окрашенных) деталей и элементов, которые обработке не подвергались.

Но в большинстве случаев появление дефектов связано с выбором низкокачественных материалов, низким уровнем мастерства сотрудников, выполнявших конкретные этапы работ, нарушение технологических стандартов и режимов при их проведении.

Микрорельеф появляется вследствие оседания мельчайших частиц пыли и песчинок на поверхность лакокрасочных материалов во время покраски. Чаще всего это связано с использованием для работ вместо специальных покрасочных камер неподходящих помещений с высоким уровнем запыленности.

Выявить такие проблемы можно как при визуальном осмотре, так и на ощупь (ощущаются границы рельефных участков или эффект «стиральной доски).

Неравномерный слой краски:

Только визуально можно выявить такой признак низкого качества малярных работ, как «яблочность». Появляется он как следствие привлечения работников низкой квалификации или нарушения технологических условий, например, из-за неверного выбора пульверизаторов. Он проявляется как наличие в массиве краски и лака более темных или светлых пятен («яблок») из-за различной толщины слоя покрытия. Особенно часто наблюдается при полном окрашивании кузова или восстановлении больших площадей ЛКП, например, крыши или крышки багажника целиком.

Как и различия в оттенках краски легко обнаруживается при осмотре под различными углами и в разной освещенности.

Окраска кромок:

Обязательна при приемке проверка окраски на кромках восстановленных в процессе ремонта деталей. На них также должен быть нанесен стандартный слой краски, защищенной стойким к различным внешним факторов лакам. Если это правило игнорируется, неокрашенные кромки могут стать очагами коррозии. Коррозионные процессы могут распространяться по поверхностям деталей даже под ЛКП, что потребует повторных ремонтно-кузовных работ уже в ближайшее время. Проверку производят путем визуального осмотра кромок.

О дефектах ЛКП и технологиях сушки.

Закон "бутерброда"
Закон “бутерброда”

Тщательный осмотр покрытия автомобиля сразу после завершения ремонтно-восстановительных работ не всегда гарантирует высокое качество и длительный срок службы ЛКП на окрашенных местах.

Дефекты окраски могут проявиться и значительно позже, через 7-10 дней после завершения покраски кузова или его деталей. Причиной тому – время, необходимое «бутерброду» из слоев красок и лаков для полной полимеризации.

Многие огрехи, допущенные во время работ, становятся заметны только после полного завершения этого процесса. Примерами могут служить:

  • использование некачественного лака, который после высыхания начнет шелушиться;
  • нарушение правил подготовки поверхностей и предварительной обработки слоев, приводящая к сколам, вздутиям, отшелушиванию ЛКП;
  • неравномерность окраски, бросающаяся в глаза после полной усадки покрытия.

Считается, что используемые на СТО технологии сушки при повышенной температуре, под воздействием специальных ламп и др., обеспечивают достаточную степень полимеризации лакокрасочных материалов. Реально процесс продолжается еще 2-3 недели и в полной мере говорить о качестве покраски можно только по истечении этого времени.

Естественно, откладывать сдачу-приемку авто после выполнения мастерами салона всего объема работ никто не будет. Подтверждением их качества в этом случае станет гарантия, которую дает СТО. Солидные мастерские с хорошей репутацией, как правило, предоставляют гарантию на покраску на срок до 6 месяцев.

Короткая инструкция для проверки качества покрасочных работ.

Таким образом, владельцу автомобиля, отправляющий машину на СТО для покраски (возможно, вместе с рихтовкой и восстановлением деталей кузова), следует придерживаться простой инструкции.

  1. Перед оправкой авто на участок ремонта и покраски совместно с мастером провести полный визуальный осмотр, составить список выявленных дефектов, выделить те, которые будут исправлены при текущем обращении.
  2. Определить объемы работ, необходимые материалы и стоимость ремонта. Согласовать сроки выполнения.
  3. После завершения работ проверить качество ремонта – форму деталей, зазоры, функциональность.
  4. Оценить качество покраски, осмотрев и проверив на ощупь поверхность деталей для выявления дефектов рельефа.
  5. Визуально проконтролировать отсутствие неравномерности слоев краски и лака («яблочность»).
  6. Осмотреть кромки деталей, оценить качество их окраски.
  7. Провести осмотр стекол, фар, пластиковых элементов на наличие следов краски и лака, попросить удалить их при обнаружении.
  8. Получить гарантию сервиса на выполненные работы.

Чтобы результаты проверки качества покраски автомобиля были точнее, следует выполнять некоторые простые рекомендации:

  • Производить осмотр поверхности под разными углами зрения и при разных вариантах освещенности – при ярком солнечном свете, в тени, при освещении от искусственных источников.
  • Нужно определить, производилась ли рихтовка деталей, или неровности были просто заделаны толстым слоем шпаклевки (что недопустимо). Для этого достаточно слегка постучать по области, где производился ремонт. Рихтованные детали дают чистый металлический звук, избыток шпаклевки – глухой.
  • Осмотр производится только при чистом сухом покрытии. Влажное хорошо скрывает некоторые дефекты, например, микрорельеф, которые затем проявятся при высыхании.
  • Если окрашивались только некоторые области особое внимание необходимо уделить подбору тона (простого совпадения номеров цветов недостаточно) и качеству переходов. Восстановленные (вновь окрашенные) участки не должны выделяться.
  • Недопустимо наличие границ зон, в которых проводились ремонтные и/или малярные работы, резких переходов на углах деталей, потеков краски и лака не только на лицевых поверхностях, но и там, где их трудно заметить.
Целесообразность проведения экспертизы возникших дефектов покраски автомобиля.

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь