В какой-то момент время пришло: автомобиль, транспортное средство, которое было вашим верным спутником в течение многих лет и в котором вы провели большую часть своей жизни, пришел к своему времени и должен быть отправлен на свалку. Но что на самом деле происходит с автомобилем после того, как он активен? Мы хотим представить это небольшой серией и начать с катализатора.
Катализатор это не фильтр
Каталитический нейтрализатор выполнил свою работу в выхлопной системе, и водитель, вероятно, этого даже не заметил. Дни, когда выхлопные газы пахли тухлыми яйцами, давно прошли с тех пор, как топливо было очищено от серы. Многие думают, что каталитический нейтрализатор фильтрует выхлопные газы как сажевый фильтр. Но это не так.
Каталитический нейтрализатор содержит ценные элементы, которые вызывают и или ускоряют химические реакции, не принимая в них участия. В обычных трехкомпонентных каталитических нейтрализаторах оксиды азота (NOx) преобразуются в азот и кислород путем восстановления, а несгоревшие углеводороды (HC) и монооксид углерода (CO2) преобразуются в диоксид углерода и воду путем окисления. Подробнее о каталитическом нейтрализаторе.
Кат экономичный и экологичный
Элементы, содержащиеся в катализаторе в очень небольших количествах, такие как платина, родий и палладий, очень ценны. Рыночная цена на платину превышает 20 000 евро за кг. Вы получаете от 10 до 80 евро за вышедшую из употребления кошку, в зависимости от ее размера и состояния. По этой причине многие уважаемые и сертифицированные компании по скупке катализаторов специализируются на переработке катализаторов для извлечения драгоценных металлов. Рынок каталитических нейтрализаторов на замену велик.
Помимо экономических причин, есть еще важная экологическая причина. Платина, родий и палладий относительно редки в природе и требуют больших затрат на добычу. Например, для извлечения 1 грамма платины необходимо добыть до 300 кг породы! Это может быть достигнуто более экологически чистым и ресурсосберегающим способом с использованием 3 кг монолита катализатора. Общее количество платины на один каталитический нейтрализатор составляет около 2–4 граммов, поэтому переработка каталитического нейтрализатора также является экологически оправданной. Узнать больше о закупочных ценах на прием катализаторов можно здесь.
Собери кота
Внутри стального корпуса каталитического нейтрализатора выхлопных газов автомобиля находится носитель, который состоит либо из керамического монолита, либо из металла и заделан термостойкой проволочной сеткой.
По носителю проходит несколько тысяч каналов, по которым текут выхлопные газы.
Промежуточный слой, так называемое покрытие из оксида алюминия, наносится на носитель, что значительно увеличивает площадь поверхности.
Каталитический слой на самом моющем покрытии состоит из платины, родия и палладия.
Процесс переработки
Процесс переработки состоит из трех этапов:
- Демонтаж
Материал катализатора обычно открывается и обнажается механически и вручную, разрезая его с помощью гидравлических ножниц или ленточной пилы, что в промышленности известно как зачистка.
Однако при снятии куртки может образоваться токсичная и не пригодная для вдыхания пыль, которую необходимо удалить и отфильтровать. Поэтому требуются специальные защитные устройства для персонала. Следовательно, это также не работа для садовых мастерских. Полученный стальной лом (нержавеющая сталь, хромистая сталь) можно переплавить и переработать в новые стальные изделия.
- Дробление керамического монолита
Разрезанный и раскрошенный керамический носитель можно измельчить в мельницу вместе с накопившейся пылью. Во время этого второго разложения керамические компоненты отделяются от ценного промежуточного слоя (смывки).
В течение всего процесса выделившийся промывочный слой улавливается всасыванием и собирается централизованно. Системы обеспыливания обеспечивают максимальное улавливание (99,9%) веществ, содержащих драгоценные металлы.
Для металлических кошек порядок действий другой. Здесь после разборки несущий металл измельчается, а драгоценный металл стирается в мельницах путем непрерывного обтачивания.
- Отделение драгоценных металлов
На специальных металлургических заводах, так называемых аффинажных заводах, драгоценные металлы плавятся после предыдущей обработки, так что в конечном итоге получаются слитки и другие полуфабрикаты, которые можно продавать снова.