Top Gear беседует с боссом Lamborghini и Bugatti о электромобилях и будущем обоих брендов
Угадай кто вернулся?
Top Gear поговорил со Стефаном Винкельманном еще в 2016 году, в последний день его 11-летнего пребывания на посту президента и генерального директора Lamborghini. Теперь, после ухода Стефано Доменикали, который возглавит Формулу 1, Винкельманн вернулся в Сант’Агата, планируя свое время между Lamborghini и Bugatti в качестве председателя совета директоров и генерального директора обоих брендов. Что кажется неплохим вариантом, если вам нравятся быстрые машины.
Но каким бы крутым ни был его костюм, не слишком ли много работы для одного человека? Спекуляции вокруг продажи Bugatti компании Rimac (с помощью Porsche) всплывают все чаще, и после периода беспрецедентных изменений в масштабах деятельности Lamborghini (благодаря выпуску Urus, который увеличил выпуск продукции завода более чем вдвое), проблемы управления одним из премиальных брендов VW Group кажутся внушительными. Но два бренда сразу?
Мы встретились с Винкельманном после его первых трех дней в Lamborghini, чтобы узнать, как он планирует свое время, что ждет электрическое будущее и как он планирует осуществить мечты…
Каково это снова оказаться в Lamborghini?
Хорошо вернуться. Для меня возвращение очень эмоционально, и для меня большая честь. Меня очень тронул теплый прием. Для меня Lamborghini — это второй дом.
Это второй дом, который кардинально изменился после вашего отъезда — производство увеличилось более чем вдвое. Можно сказать, что в вашем втором доме теперь есть зимний сад. Но что изменилось?
Что ж, теперь у нас есть три продукта, и мы значительно увеличили производство. Но что на самом деле осталось прежним, так это отношение людей, это то, что мне нужно и что мне нравится. У них есть свои ожидания, у меня свои. Но они, кажется, в значительной степени соответствуют друг другу, и это было очень приятным сюрпризом, то, что отношение и драйв такие же, как когда я уходил в начале 2016 года. Я благодарен, потому что второй раз всегда по-другому.
Но чего вы хотите достичь во второй раз в качестве руководителя?
Ключевой приоритет — без задержек запустить новый Aventador, затем новый Huracán и затем следующий Urus. Доставить то, о чем мечтают клиенты, о новом суперкаре. Но после значительного роста за последние несколько лет, я думаю, что сейчас нам необходим этап стабилизации. Нам необходимо разработать эти новые продукты, а затем начать вторую фазу роста.
С учетом того, что каждый бренд суперкаров смотрит в сторону электрификации, как Lamborghini обеспечивает будущее электромобилей?
Во-первых, я думаю, что будущее есть благодаря людям, которые его развивают. И для этого будущего важно соответствовать требованиям законодательства и окружающей среды и ожиданиям клиентов. На мой взгляд, это самая большая проблема. Я вижу то, что придумали Реджиани (руководитель отдела исследований и разработок Lambo), Митя (главный дизайнер) и команда Сант’Агата, и это то, на что я действительно могу положиться. К сожалению, я пока не могу подробнее рассказать об этих продуктах, так как я только что получил эту должность, поэтому вам придется подождать несколько недель или месяцев, прежде чем я смогу сделать более подробное заявление об этом.
Как сохранить основную ДНК Lamborghini в будущем?
Я думаю, что ДНК Lamborghini — это суперкар с узнаваемым дизайном, а также продукт, который в чем-то превосходит всех конкурентов, обеспечивая баланс между ускорением и управляемостью. Для Lamborghini, на мой взгляд, это гораздо важнее максимальной скорости… даже если наша максимальная скорость превышает 330, 340 километров в час. Максимальная скорость — не главная тема завтрашнего дня.
Но теперь, когда мы вступаем в новый период частичной электрификации, как нам совместить мощность с весом и маневренностью? Даже с учетом дополнительного веса аккумуляторов этого важно достичь. Я думаю, что здесь Lamborghini может сказать веское слово.
V12 — это одна из вещей, которые мы должны обновить, потому что это основа истории бренда.
Понятно, что есть возможность стать законодателем мод за счет электрификации бренда? Что-то команда продемонстрировала в Terzo Milennio. Как вы думаете, вы достаточно сильно внедряете электрификацию?
Об этом пока рано говорить… Из-за законодательства нам придется провести какую-то электрификацию, и это приведет к обновлению конкуренции. Соревнование должно проводиться на автомобилях одного типа. Мы должны быть лучше предыдущей модели; будь то атмосферный двигатель или двигатель с турбонаддувом. И новое поколение, гибридное оно или нет, должно быть лучше предыдущего. Но также, и это большая проблема, он должен быть лучшим в своем сегменте. И это то, над чем мы сможем работать.
Как вы собираетесь разделить свое время между двумя брендами?
Я придумаю, как решить этот вопрос. Я должен максимально сократить время в пути, но COVID помог нам понять, что вы можете многое сделать с помощью Skype и видеоконференций. Однако вначале я буду сосредоточен на Lamborghini, а затем посмотрю, как использовать свое время наилучшим образом.
Где вы собираетесь жить? Вы собираетесь жить в Сант’Агате или останетесь в Мольсайме?
У меня будет два дома. У меня будет один дом во Франции и один дом в Италии.
Перейдя в Bugatti, с момента вашего приезда вы выпустили девять разных автомобилей, от производных Chiron до уникальных автомобилей, таких как Voiture Noir… но не вторую модель. Вас расстраивает то, что вам не удалось это сделать?
Мы были готовы к старту. Мы сделали все, что должны были сделать, но затем пришел COVID. Поэтому мы остановили все из-за четкого правила, исходящего от Группы. Правило, которое мы разделяем: в это время неопределенности вы должны сосредоточиться на режиме выживания. У нас это получилось очень хорошо, потому что мы распродали все автомобили на 2020 год, и 75 процентов всего производства следующего года. Посмотрим, что будет дальше…
В отношении Bugatti ходит много слухов. Продолжаются разговоры о том, что Rimac покупает Bugatti вместе с Porsche, а Porsche увеличивает свою долю в Rimac. Ясно, что для такого электрического стартапа, как Rimac, покупка Bugatti была бы огромным заявлением с точки зрения важности электрификации. Что вы можете сказать об этих слухах?
Могу сказать, что мы не комментируем то, что читаем в новостях.
Но для того, чтобы у Bugatti было настоящее будущее, он должен будет выпускать электромобиль. Это то, к чему должен стремиться Bugatti в будущем? Как вы думаете, электрификация — это то, что ищут клиенты Bugatti?
Полностью электрический автомобиль — это один из вариантов, который мы рассматривали, и который, на мой взгляд, очень понравился покупателям.
Так что это значит для Chiron и двигателя внутреннего сгорания?
Chiron — предмет коллекционирования. Возможно, он последний в своем роде. Речь идет о сохранении или повышении его стоимости на протяжении десятилетий. Это вершина современных автомобильных технологий. Возможно, это последний раз, когда может быть создан такой двигатель внутреннего сгорания. Но помните, средний пробег Chiron составляет тысячу миль в год. Это малотиражный автомобиль; менее 100 в год. Таким образом, мы не оказываем большого влияния на выбросы во всем мире. Так что, если есть возможность, мы должны поддерживать двигатель внутреннего сгорания в деле как можно дольше.
Вы хотите, чтобы ваше имя было вписано в историю Bugatti или Lamborghini?
Дело не в моем имени, у нас должны быть продукты, которые превосходят ожидания клиентов на будущие десятилетия. Одно из моих самых больших желаний состоит в том, чтобы сотрудники, те, кто там находится, оставались сильными, имели работу и хорошее будущее для своих семей. Для меня это очень, очень важно — иметь мотивированную, преданную делу и надежную команду, чтобы то, что мы делаем, также обеспечивало их будущее.
Что в настоящее время является самой большой проблемой для брендов, которые вы представляете?
Что мы не станем лошадьми завтрашнего дня.
Как вы продолжаете быть актуальным?
Мы должны адаптироваться к вызовам будущего и создавать возможности для их решения. У нас есть инженеры, команда, а также наши клиенты; они знают, что будет дальше, и понимают, о чем идет речь. И если мы будем соответствовать всему этому, у нас будут автомобили, которые по-прежнему превосходят ожидания, будут и дальше превосходить эти ожидания, и это то, что мы должны предоставить.
Говоря о предвосхищении ожиданий, Bolide — как это превращается из концепта в реальность?
Это мечта. Мы все были согласны с тем, что нам чего-то не хватало в невероятном двигателе W16. Я всегда говорил: «А что, если бы мы могли делать все, что хотим?», Зная, что машина не будет омологирована. Итак, мы начали проект, и когда мы его инициировали, мы сказали, что это также может быть сериал о том, когда заканчивается Chiron — что-то, что завершает идею W16, как мы ее знаем сегодня. Итак, у нас есть бизнес-модель с количеством автомобилей «икс» и ценой «игрек», а также инвестициями и затратами на разработку. Мы должны решить, хотим мы это начать или нет. Это то, что мы собираемся решить в следующем году.
На протяжении всей своей истории вы всегда создавали единичные экземпляры, уникальные проекты и произведения, которые назывались формами искусства. Можем ли мы ожидать увидеть электрические концептуальные автомобили Lamborghini и Bugatti, которые будут уникальными, чтобы продемонстрировать потенциал электромобилей так же, как Bolide выражает конечный потенциал W16?
Я не вижу перспектив BEV для гиперкаров или суперкаров сейчас или в этом десятилетии. Так что ни для Bugatti, ни для Lamborghini это не актуально. Может быть, ближе к концу десятилетия, когда мы немного узнаем о законодательстве, приемлемости, запасе хода, времени зарядки, затратах, производительности и т.д. Нам нужно подойти к моменту, когда мы сможем лучше понять как это работает. Мы можем тестировать вещи с нашими верными клиентами, но мы и так постоянно обсуждаем с ними будущие разработки. Я не могу этого исключить, но пока это не так.
Опишите Lamborghini и Bugatti одним предложением?
Lamborghini воплощает в жизнь мечты наших клиентов. Bugatti поставляет автомобили, о которых наши клиенты даже не мечтают.