Домой Обзоры и тесты Забытые концепты: General Motors Firebird I

Забытые концепты: General Motors Firebird I

7
0

Реактивный истребитель на дороге. Но он всего лишь одноместный

Забытые концепты: General Motors Firebird I

Несмотря на то, что эта штука выглядит как летающий концепт, на самом деле она всего лишь делает вид, что может отрываться от земли. Это концепт General Motors Firebird I 1954 года – первый рабочий газотурбинный автомобиль в США.

Хотя, когда его только построили, он еще не назывался I, потому что еще не было планов построить второй. Собственно, изначально он назывался Firebird XP-21 и входил в экспериментальный портфель GM.

Забытые концепты: General Motors Firebird I

Появление концепта Firebird было инициировано легендарным главой дизайна GM Харли Джей Эрлом, который во многом опередил эпоху своими ставшими культовыми концептами и придумал этот концепт как демонстрацию технологий и дизайна. Армированный стекловолокном пластиковый корпус был разработан Эрлом в комплекте с “носом”, треугольными крыльями, хвостовым плавником и пластиковым “пузырем” над кабиной – все это было испытано в аэродинамической трубе.

В целом, проект Firebird был детищем безумного ученого Эммета Конклина, который работал в General Motors над разработкой экспериментального газотурбинного автомобиля. Он работал в GM с 20-х годов, сначала механиком, а затем пилотом-испытателем на полигоне компании.

Забытые концепты: General Motors Firebird I

После завершения Второй Мировой Войны в автомобильной промышленности появился большой интерес к испытаниям технологий из авиации для дорог общего пользования. Добавьте к этому восхищение публики реактивными самолетами – так что разработка автомобиля, подобного Firebird показалась GM как минимум, отличным PR-ходом.

Увенчалась ли разработка успехом? Ну, об этом до сих пор спорят. Способствовала ли она долгосрочному техническому развитию? На самом деле нет. Это выглядело круто? Однозначно да.

Забытые концепты: General Motors Firebird I

Технически у Firebird не было капота – просто пластиковая крышка за кабиной, но это мелочи. GM заявила, что ее агрегат Whirlfire Turbo-Power “очень похож на реактивный двигатель”, что вполне соответствует действительности. Вместо гигантской форсажной камеры энергия от главного двигателя направлялась через корпус автомобиля, приводя в действие две турбины, которые уже приводили в движение колеса. Трансмиссия была разработана Чарльзом МакКуэном, главой исследовательского подразделения GM.

Далее. Сжатый воздух подается в двигатель под давлением 3,5 бар, смешивается с керосином в двух камерах сгорания и поджигается, выхлопные газы приводят в движение турбину, которая в первую очередь сжимает воздух, а затем направляются ко второй турбине, которая приводит в действие задние колеса через двухступенчатую коробку передач.

Колеса были спроектированы с барабанами снаружи, а не внутри колеса, чтобы помочь охлаждению (здесь нет возможности тормозить двигателем, но есть гигантские тормозящие закрылки на фейковых треугольных крыльях). Что довольно жутко, так это топливный бак из стекловолокна, который находится в носу прямо перед водителем.

Двигатель развивал 370 л.с. при 26 000 об/мин, что делало его мощнее слегка модифицированной Honda Civic.

Забытые концепты: General Motors Firebird I

Да, в нем нет места для багажа и ехать может только один водитель. Но концепт Firebird – не для привередливых, пусть и является совершенно бесполезным в плане функционала. Но он выглядит как реактивный самолет и приводится в движение газотурбинным двигателем, который, по сути является реактивным двигателем. Так что в любом случае это круто.

Забытые концепты: General Motors Firebird I

История гласит, что Конклин сел за руль 1200-килограммового 370-сильного автомобиля – не из соображений поставить новый рекорд скорости или показать время на треке, а просто понять, на что Firebird способен – и, когда разогнался до 160 км/ч и переключился на вторую передачу, тяга увеличилась многократно и колеса перестали просто цепляться за асфальт.

“Я слишком стар для этого ***”, – сказал Конклин прежде, чем отправился хантить трехкратного победителя Indy 500 Маури Роуза для выполнения этой тяжелой работы. Роуз отвез машину в Индианаполис, чтобы попробовать ее в деле, но даже ему не удалось приблизиться к теоретической максимальной скорости Firebird в 320 км/ч.

Забытые концепты: General Motors Firebird I

Firebird использовался в качестве маркетингового инструмента, и его тестирование получило широкую огласку. Теперь этот концепт выставлен в рамках коллекции из 600 экземпляров в GM Heritage Center в Мичигане и занял свое заслуженное место в истории автомобилестроения.

Забытые концепты: General Motors Firebird I

Почему его не запустили в производство? Да все просто – это была абсолютно дурацкая машина и мало кто хочет сидеть между реактивным двигателем сзади и баком с керосином спереди. Это лучший рецепт для получения премии Дарвина, как ни крути.

Но зато имя осталось и пошло в серию под флагом Pontiac с 1967 по 2002 годы.

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь